Гаджет против книги 07.02.2018

Авторы: Антоненко М.А., учитель-логопед корпус №9,
Бронникова Е.М., педагог-психолог корпус №7

Информационный прогресс не обошел стороной и детей. На сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. В современном мире компьютер является своеобразной заменой традиционным видам деятельности дошкольников: игры, чтению, труду, спорту, общению.


Кликните по заголовку статьи, чтобы прочитать её целиком.

Но, тем не менее. всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными, стремились к знаниям, и, как результат достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. И не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

Аксиомой в этом является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.

Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…». Но так ли это хорошо?

Давайте задумаемся, что несет ребенку мир книги, размышлений, погружений в переживания за героев?..

Книга открывает ребёнку необыкновенное, она несёт в себе то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель.

В предшкольном возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и другие) открывают простор для чувств, мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам, тайнам, пытаются раскрыть и осмыслить их. Некоторые дети просят повторять и пересказывать любимые эпизоды. Некоторые эпизода – наоборот – просят не перечитывать, т.к. слишком сильные эмоции возникают, и не всегда удается с ними справиться. И на помощь приходят родители, которые утешают, объясняют, примиряют… Так происходит взросление ребенка, выстраиваются его особые отношения с родителями, повышается уровень доверия, уверенности, безопасности.

В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

  • закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;
  • наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт;
  • знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие);
  • развивать и воспитывать воссоздающее воображение;
  • учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
  • помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства;
  • воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;
  • помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
  • обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

Дети, которым родители регулярно читают вслух, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребенок учится слушать, а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребенок лучше узнает родной язык.

При своем визуальном многообразии электронные гаджеты никогда не смогут стать заменой живому человеку, игре и общению. При контакте с живым человеком у ребенка развивается личность, эмоциональный интеллект, воображение. Дети, которым родители читают книги, уравновешены, уверены в себе. В момент совместного чтения: дети чувствуют близость, защищенность, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее, нежели тем, кто лишен радости чтения. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение к миру. При активном слушании ребенок эмоционально развивается, отождествляя себя с героями, преодолевает собственные страхи, наследует разнообразные модели поведения.

Так может ли заменить живое человеческое общение электронная машина?...